В сложной ситуации оказываются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие нарушений у ребенка является психотравмирующим фактором, который негативно влияет на психику родителей и их мотивационные установки. Также усугублению психологического состояния родителей, с одной стороны, способствует реакция общества, которым диагноз ребенка воспринимается как приговор всей семье, с другой стороны – трудности выбора необходимого образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. Учитывая вышесказанное, мы наблюдаем социальную изолированность таких семей и усиление беспокойства родителей по вопросам, связанным с воспитанием и обучением дошкольников данной категории. Таким образом, возникает необходимость исследования особенностей развития родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и оказание психолого - педагогической помощи этим семьям в условиях ДОУ. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического характера, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку со сложными нарушениями, вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения. Педагог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями развития. Помочь особому ребенку почти невозможно без включения в коррекционную работу его близких.
Совместное участие всех членов семьи в воспитании и обучении ребёнка укрепляет семью, дает ребенку чувство защищенности, а педагогу – поддержку. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка с нарушениями в развитии. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует различных форм взаимодействия семьи и детского сада. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5). Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9). Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО. Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В МДОУ №2 «Солнышко» на протяжении з лет для детей, не посещающих ДОУ и имеющих заболевания, которые не дают детям в обычном режиме посещать детский сад работает клуб выходного дня «Занимательная суббота». Дети, родители, педагоги получают огромное удовольствие от общения. Педагоги ДОУ реализуют проект «Равные среди равных», также индивидуальные педагогические маршруты для развития каждого ребёнка. Дети с удовольствием посещают детский сад, ждут встречи с любимыми воспитателями Максимовой Д.В., Каверзиной С.В., Салаховой М.В., Кривуцей Е.В. и психологом М.В. Дорожкиной. Педагоги научили детей лепить, рисовать, и делать поделки, которые дети дарят мамам. Марина Вячеславовна проводит огромную работу обеспечивая комфортные психологические условия пребывания детей и родителей в детском саду. Огромное спасибо родителям, которые сотрудничают с детским садом.
Большая благодарность педагогам, которые работают в клубе «Занимательная суббота». Всем удачи!
М. Иванова